МЕНЮ

Маяк Анива — легенда Сахалина

Маяк Анива — визитная карточка Сахалина. Услышав об острове, многие представляют именно его: стоящего на одинокой скале посреди бушующего моря.
Этот маяк — не только инженерное чудо начала XX века, но и культурный символ, манящий путешественников со всего мира.

История маяка Анива

С 1905 по 1945 год южная часть Сахалина находилась под контролем Японии и называлась губернаторством Карафуто. В этот период активно строились маяки — важные стратегические объекты.

Маяк Анива был построен японцами в 1939 году на скале Сивучья, у южной оконечности Тонино-Анивского полуострова. Он работал в суровых погодных условиях и оставался важным навигационным ориентиром.
Лушче всего историю постройки этого гиганта передает краевед И.А. Самарин в своей книге «Маяки Сахалина и Курильских островов»
«Самый оригинальный технический проект в период губернаторства Карафуто был осуществлен при строительстве маяка на мысе Нака-Сиретоко-мисаки (мыс Анива).

Маяк Анива был установлен в 1939 году на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса Анива. Этот район изобилует течениями, частыми туманами, подводными каменистыми банками.

В XIX веке японских рыбаков существовала легенда о том, что невозможно обогнуть мыс Нака-Сиретоко морем. Когда в 1857 году японский предприниматель Мацукава Бэнносуке поручил своему подчиненному Кобаяси Мироноске лов сельди в заливе Мордвинова, тот, поверив легенде, начал строительство канала, соединяющего Охотское море с заливом Анива через озера Тунайча и Чибисанское.

От северного края озера Чибисанское была прорублена просека до озера Тунайча и начато рытье канала. Однако после успешной проводки каравана судов мимо мыса Нака-Сиретоко строительство было прекращено. Успели провести только 1,5 км канала при ширине 3 и глубине 1,5 метра.

B 1896 году транспорт «Якут» и пароход «Хабаровск» обнаружили ого-западнее и юго-восточнее мыса каменные банки с опасно малыми глубинами.

Однако их точное расположение было неизвестно, так как астрономическое определение нахождения мыса отсутствовало.

Координаты мыса Анива, определенные И.Ф. Крузенштерном в 1805 году, давали ошибку в долготе до 10 миль.

Вместе с тем район мыса был весьма оживленным морским перекрестком. В конце ХХ века в течение навигации мимо него проплывало не менее 25 кораблей, идущих в Петропавловск-Камчатский или на остров Тюлений. После гибели германского парохода «Космополит», разбившегося недалеко от мыса Анива летом 1898 года, в печати стали появляться предложения о строительстве на мысах Терпения и Анива маяков, подобных Крильонскому. Только исключительно тяжелый характер береговой линии в этом районе долго не позволял осветить его.

Автором проекта маяка Нака-Сиретоко мисаки был инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа в Канагава.

Любопытно отметить, что там же учился и Ешио Кайзука, архитектор губернаторства Карафуто, создавший проекты зданий Центральной технической лаборатории (ныне ИМГиГ) и музея губернаторства (ныне Сахалинский краеведческий музей). Первыми работами Миура Синобу были маяк Осака, построенный в 1932 году, и скальный маяк Кайгара (Сигнальный), построенный в 1936 году в проливе, разделяющем острова Малой Курильской гряды с островом Хоккайдо.

Его новый маяк был самым сложным техническим сооружением на всем Сахалине и одним из интереснейших достижений мировой практики маячного строительства того времени.

После окончания строительства точная модель - копия маяка была преподнесена в дар императору Японии Хирохито.

Сложность строительства заключалась в том, что все необходимые материалы было необходимо доставлять сюда кораблем в условиях всегда неспокойного здесь моря. С этой задачей блестяще справился экипаж «Рошу-мару», единственного корабля, занимавшегося обслуживанием маяков империи и обеспечением строительства маяков. Это был бывший пароход общества Китайско - Восточной железной дороги «Аргунь», захваченный японцами в корейских водах 25 января 1904 года и тогда же переданный маячному департаменту Японии. Прослужив почти сорок лет, пароход 30 октября 1942 года был потоплен артил-лерийским огнем американской подводной лодки «Драм» южнее острова Хонсю .

Построенный маяк представляет собой круглую бетонную башню с небольшой боковой пристройкой, вписанной в овальное основание. Высота башни 31 метр, высота огня 40 метров над уровнем моря. Башня имела 9 этажей. На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная.

Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второйрадиорубка, аппаратная и вахтенная.
В третьем, четвертом и пятом этажах башни были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. В каждой имелось по две пары двухъярусных коек и небольшие ниши для личных вещей. Жилые помещения имели маленькие круглые окна-иллюминаторы.
На шестом этаже находилась кладовая, на седьмом - механизмы пневматической сирены, на восьмом - склад горючего, на девятом располагался вращательный механизм. Проблесковый осветительный аппарат 3-го разряда приводился в движение при помощи часового механизма.
В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник - гиря весом 270 килограммов, заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути, используемой в качестве подшипника. Дальность действия маяка составляла 17,5 мили.

Штат служащих на маяке состоял из четырех человек. В 1940 году здесь работали Найто Сигео (начальник), техники Курода Сидзабуро, Симидзу Тюндзи и Нисио Ёсихуму. После окончания навигации обслуживающий персонал с маяка снимался. Зимовали японские маячники в специально построенном для них поселке Сатоо (ныне застава Южная), также созданном по проекту Миура Синобу.
Здесь были возведены 8 зданий из железобетона, в том числе четыре двухквартирных для специалистов, склад, радиостанция и два двухквартирных дома для прислуги. Последнее неудивительно, так как работники маяков в Японии были причислены к категории государственных служащих, которым по статусу полагалось иметь прислугу. Квартиры слуг отличались отсутствием ванных комнат и меньшей площадью.»
Фотографии маяка из книги

Текущее состояние маяка

На 2025 год маяк Анива находится в аварийном состоянии. До 2024 года он принадлежал Министерству обороны РФ, после чего был передан в ведение Правительства Сахалинской области (ПСО).
Проход внутрь закрыт — и это, скорее, к лучшему.
Как человек, бывавший внутри и поднимавшийся на верхние уровни, могу сказать: конструкции находятся в крайне ветхом состоянии. В 2022 году я разбила дрон, и чтобы достать его, пришлось снова залезать — ржавые лестницы, осыпающиеся бетонные площадки, арматура, которая крошится под руками.
А ведь наверху — те самые перила, за которые туристы любят держаться ради фото. Сейчас я бы даже не подошла.
Идеальный вариант — просто высадиться на скалу Сивучья, устроиться на плоских камнях, перекусить и послушать крики чаек. Это безопаснее и всё равно волшебно.

Как добраться до маяка Анива в 2025 году

Дорога к маяку непростая, но для желающих есть несколько способов добраться до легендарного места.
Пеший маршрут вдоль побережья
Подходит только для опытных туристов.
Маршрут начинается от села Новиково, расстояние до маяка — около 40 км. Путь проходит вдоль побережья Тонино-Анивского полуострова: песчаные пляжи, прижимы, валуны. Последние километры — сложный участок, открывающийся только в отлив.
Важно понимать: само здание маяка стоит на скале Сивучья, отделённой от берега несколькими метрами моря. Переплыть решаются немногие — из-за сильных волн и каменистого дна это опасно.
Альтернативный пеший маршрут — через гору Никонова. Он также требует физической подготовки, но позволяет увидеть маяк сверху.
Экскурсия на лодке
Наиболее доступный и популярный способ увидеть маяк Анива — морская прогулка. Экскурсии организуют многие компании на Сахалине. Отличаются они деталями: тип лодки, наличие тента, комфорт посадочных мест, сервис.
Как проходит поездка:
  • Выезд из Южно-Сахалинска на трансфере до села Новиково (около 2–2,5 часов);
  • Инструктаж, выдача спасжилетов и плащей;
  • Морская прогулка до маяка — около 40 км в одну сторону;
  • Обратный путь с остановкой в бухте Мраморной: отдых, перекус, живописные виды.
Стоимость экскурсии: от 7000 до 10000 руб. (на 2025 год).
Можно сэкономить: если добраться до Новиково самостоятельно — минус 1000 руб. от общей стоимости.

Экскурсия к маяку Анива

Подробную программу, важные нюансы и советы для участников можно прочитать в описании экскурсии ниже — там вы найдёте всё, что нужно знать перед поездкой.

Маяк Анива и мыс Мраморный - экскурсия от 7 000 руб.

Период проведения: 15 апреля - 15 ноября. Выезд из Южно-Сахалинска.

Часто задаваемые вопросы

Новости, расписание и обновления